Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)

Категории социально незащищённых детей
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
  • Дети-жертвы насилия
  • Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
  • Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
  • Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
  • Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
  • Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
  • Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие

Ребенок в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия

На что стоит обратить внимание
  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
  • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращении с животными
  • Стремление скрыть причину травм

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
  • отрицательно влияют на их поведение
  • жестоко обращаются с детьми
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.

Льготы и меры социальной поддержки для отдельных категорий воспитанников и условия их получения

Категории  воспитанников для предоставления льгот

Условия получения

Льготы по оплате за детский сад

1.

Дети-инвалиды, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,  дети с туберкулёзной интоксикацией

Документы, подтверждающие  принадлежность к данной категории детей, заявление родителей

Не взимается родительская плата за присмотр и уход

2.

Семьи, имеющие 3-х и более детей

Справка о составе семьи, заявление родителей

50% плата за присмотр и уход за детьми, осваивающих основную образовательную программу ДО

3.

Семьи, где двое детей, посещают МКДОУ ЗАТО п. Солнечный

Заявление  родителей

4. Семьи, один из членов которой находится на СВО Справка об участии в СВО Не взимается родительская плата за присмотр и уход

Информация о размещении методических рекомендаций

по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения

обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья,

разработанных в 2024 году в рамках исполнения подведомственными организациями

Минпросвещения России государственного задания

                Название рекомендаций

Разработчик

Целевая

аудитория

Ссылка на размещенный

документ/ реквизиты письма

1

Методические рекомендации  «Особенности разработки
и реализации адаптированных основных образовательных программ на разных уровнях общего образования: методические рекомендации»

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://ikprao.bitrix24.ru/~I4wSt

2

Методическое  пособие  «Проектирование индивидуальных  учебных  планов  в  специальном образовании»

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://ikprao.bitrix24.ru/~cLZqh

3

Проекты  программ 
по  учебным  предметам федеральной  адаптированной  образовательной программы  начального  общего  образования  для обучающихся 
с  ограниченными  возможностями

здоровья;  федеральной  адаптированной образовательной  программы  основного  общего образования  для  обучающихся 
с  ограниченными возможностями  здоровья;  федеральной адаптированной  основной  общеобразовательной программы  обучающихся  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/

4

Методическое  пособие  «Дифференцированный подход 
в  организации  дошкольного  образования детей  с  умственной  отсталостью,  проживающих 
в детском доме-интернате»

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://ikp-rao.ru/wpcontent/uploads/2025/02/Differencirovannyj_podhod_v_organizacii_doshkolnogo_obrazovaniya.pdf

5

Методическое  пособие  «Индивидуально-личностная

парадигма воспитания и образования детей с ТМНР с сочетанной неврологической патологией в ДДИ»

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Individualno_lichnostnaya_paradigma_vospitaniya_i_obrazovaniya_detej.pdf

6

Методические  рекомендации  для  родителей  по вопросам  обучения 
и  воспитания  детей  с нарушениями слуха

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Metodicheskie-rekomendacii-dlya-roditelej-po-voprosam-obucheniya-i-vospitaniya-detej-s-narusheniyami-sluha.pdf

7

Методические  рекомендации  для  родителей  по организации  семейного  воспитания  детей 
с нарушениями зрения

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Metodicheskie-rekomendacij-dlya-roditelej-po-organizacii-semejnogo-vospitaniya-detej-s-narusheniyami-zreniya.pdf

8

Методические  рекомендации  для  родителей  по организации семейного воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/METODIChESKIE-REKOMENDACII-DLYa-RODITELEJ-PO-ORGANIZACII-SEMEJNOGO-VOSPITANIYa-DETEJ.pdf

9

Вопросы родителей  детей с НОДА
и ТМНР  и ответы специалистов

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Roditelyam-detej-s-NODA-i-TMNR.pdf

10

Вопросы  родителей  детей  с  ЗПР
 и  ответы специалистов

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/VOPROSY-RODITELEJ-DETEJ-S-ZPR.pdf

11

Рекомендации  для  родителей 
по  организации семейного  воспитания  детей  с  ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/REKOMENDACII-DLYa-RODITELEJ-PO-ORGANIZACII-SEMEJNOGO-VOSPITANIYa-DETEJ-S-OVZ.pdf

12

Вопросы  родителей  детей
 с  аутизмом  и  ответы специалистов

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/VOPROSY-RODITELEJ-DETEJ-S-AUTIZMOM.pdf

13

Дополнительные  вопросы  и  ответы  по  воспитанию  детей с ОВЗ

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Kak-roditelyam-vospityvajushhim-detej-s-OVZ-snyat-emocionalnoe-napryazhenie.pdf

14

Рекомендации  для  родителей 
по  формированию финансовой  грамотности  детей 
с  ограниченными возможностями  здоровья,  с  инвалидностью 
(в инфографике)

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/03/Rekomendacii_dlya_roditelej_po_formirovaniju_finansovoj_gramotnosti1090.pdf

15

Компьютерная  грамотность  обучающихся  с нарушениями  зрения:  методические  рекомендации

для родителей

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/01/Kompjuternaya_gramotnost_obuchajushhihsya_s_narusheniyami_zreniya_metodicheskie-2.pdf

16

Развитие  читательской  грамотности  детей  с задержкой психического развития

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Razvitie_chitatelskoj_gramotnosti_detej_s_ZPR_metodicheskie_rekomendacii-2.pdf

17

Обучение жестовому языку детей
с нарушением слуха

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/12/Obuchenie_zhestovomu_yazyku_detej_s_narusheniem_sluha_metodicheskoe_posobie2.pdf

18

Памятка для родителей детей
 с нарушениями зрения. Правила носки и ухода за очками

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для родителей

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/01/Pamyatka_Pravila_noski_i_uhoda_za_ochkami.pdf

19

Методические  материалы 
по  вопросам  организации профориентационной деятельности
с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://bitrix24public.com/ikprao.bitrix24.ru/docs/pub/7fb4b209d93f47d0d9eb8e0b3276a464/default/?&

20

Памятка  о  мерах  по  организации  ознакомления обучающихся  с  ОВЗ 
с  правилами  поведения  в ситуации  оповещения  об  опасности 
и  порядке действий педагогического работника (в инфографике)

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/08/Pamyatka-ot-23.08.pdf

21

Конструктор  рабочих  программ  начального  общего образования  
для  обучающихся  с  ОВЗ, 
с инвалидностью,  реализуемых
 в  рамках  курса внеурочной  деятельности  для  формирования

функциональной  грамотности 
у  обучающихся. Методические  материалы:  сценарии  занятий, рекомендации для педагогов
и родителей

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников,

для родителей

https://krpfg.ikp-rao.ru/

22

Конструктор  рабочих  программ  учебных  предметов для  обучающихся  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://krp-uo.ru/

23

Фонд оценочных средств (контрольно-измерительные материалы  для  5  класса)  для  промежуточной аттестации  обучающихся  с  нарушениями  слуха,  с нарушениями зрения,
с НОДА, с нарушениями речи,
с задержкой  психического  развития,  с  РАС  на  уровне основного общего образования

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://bitrix24public.com/ikprao.bitrix24.ru/docs/pub/bab1cff70f858e6e7c3efa7562368bba/default/?&

24

Интерактивная  диагностическая  карта  «Тифло-чек-диагностика  компенсаторных  способов  действия  и произвольного  поведения  обучающихся  с нарушениями зрения»

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://tiflo.ikp-rao.ru/

25

Методические  рекомендации  «Комплексное сопровождение  обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
на уровне начального общего образования»

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/04/Krutyakova_EN_Kompleksnoe_soprovozhdenie_obuchajushhihsya_s_NODA.pdf

26

Методические рекомендации «Современные подходы к  оценке  личностных  результатов  образования обучающихся
с интеллектуальными нарушениями»

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/04/Sovremennye_podhody_k_ocenke_lichnostnyh_rezultatov_obrazovaniya.pdf

27

Методические  рекомендации  для  проведения комплексного  психолого-педагогического обследования  детей  с  нарушениями  слуха дошкольного возраста

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/04/Metodicheskie_rekomendacii_dlya_provedeniya_kompleksnogo_psihologo.pdf

28

Комплекты  методик  оценки  индивидуальной динамики  достижения  личностных  результатов  у обучающихся с ЗПР, с НОДА,
с ТНР, с нарушениями зрения,
с нарушениями слуха

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://bitrix24public.com/ikprao.bitrix24.ru/docs/pub/342b31d595d765589807291cb34b7f61/default/?&

29

Методические  рекомендации  «Психолого-педагогическая  помощь  сиблингам  в  семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и/или инвалидностью»

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/04/Psihologo_pedagogicheskaya_pomoshh_siblingam_v_semyah_vospityvajushhih.pdf

30

Методическое  пособие  «Особенности  реализации учебного  предмета  «Труд  (технология)»  для обучающихся с нарушениями зрения»

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/01/Osobennosti_realizacii_uchebnogo_predmeta_Trud_tehnologiya_dlya.pdf

31

Уровневый  подход  к  организации  образования обучающихся  с  интеллектуальными  нарушениями
с применением  информационных  средств  обучения: методические рекомендации

ФГБНУ «Институт

коррекционной

педагогики»

Для

педагогических

работников

https://bitrix24public.com/ikprao.bitrix24.ru/docs/pub/10a350c944969264d5457db76b809200/default/?&

32

Методическое  пособие  «Включение  детей  с  РАС  в систему  общего  образования:  инклюзивная  модель «Ресурсный класс»

ФГБОУ ВО

«Московский

государственный

психолого-педагогический

университет»

Для

педагогических и

руководящих

работников

системы

образования

https://autism-frc.ru/work/programs/645/resursnyy_klass

33

Диагностический  онлайн-инструмент  «Компас тьютора»

ФГБОУ ВО

«Московский

государственный

психолого-педагогический

университет»

Для

педагогических

работников

https://autism-frc.ru/work/onlajn-diagnostika/1718

34

Организация  психологической  поддержки обучающихся 
в  инклюзивной  образовательной  среде. Методические  рекомендации  для  педагогов-психологов

ФГБОУ ВО

«Московский

государственный

психолого-педагогический

университет»

Для

педагогических

работников

https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2024/12/posl.-MR-dlya-pedagogov-psihologov-ot-19.12.2024.docx_removed.pdf


 

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie