Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.
Льготы и меры социальной поддержки для отдельных категорий воспитанников и условия их получения
№ |
Категории воспитанников для предоставления льгот |
Условия получения |
Льготы по оплате за детский сад |
1. |
Дети-инвалиды, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с туберкулёзной интоксикацией |
Документы, подтверждающие принадлежность к данной категории детей, заявление родителей |
Не взимается родительская плата за присмотр и уход |
2. |
Семьи, имеющие 3-х и более детей |
Справка о составе семьи, заявление родителей |
50% плата за присмотр и уход за детьми, осваивающих основную образовательную программу ДО |
3. |
Семьи, где двое детей, посещают МКДОУ ЗАТО п. Солнечный |
Заявление родителей |
|
4. | Семьи, один из членов которой находится на СВО | Справка об участии в СВО | Не взимается родительская плата за присмотр и уход |
Информация о размещении методических рекомендаций
по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья,
разработанных в 2024 году в рамках исполнения подведомственными организациями
Минпросвещения России государственного задания
№ |
Название рекомендаций |
Разработчик |
Целевая аудитория |
Ссылка на размещенный документ/ реквизиты письма |
1 |
Методические рекомендации «Особенности разработки |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikprao.bitrix24.ru/~I4wSt |
2 |
Методическое пособие «Проектирование индивидуальных учебных планов в специальном образовании» |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikprao.bitrix24.ru/~cLZqh |
3 |
Проекты программ здоровья; федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ |
4 |
Методическое пособие «Дифференцированный подход |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wpcontent/uploads/2025/02/Differencirovannyj_podhod_v_organizacii_doshkolnogo_obrazovaniya.pdf |
5 |
Методическое пособие «Индивидуально-личностная парадигма воспитания и образования детей с ТМНР с сочетанной неврологической патологией в ДДИ» |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Individualno_lichnostnaya_paradigma_vospitaniya_i_obrazovaniya_detej.pdf |
6 |
Методические рекомендации для родителей по вопросам обучения |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Metodicheskie-rekomendacii-dlya-roditelej-po-voprosam-obucheniya-i-vospitaniya-detej-s-narusheniyami-sluha.pdf |
7 |
Методические рекомендации для родителей по организации семейного воспитания детей |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Metodicheskie-rekomendacij-dlya-roditelej-po-organizacii-semejnogo-vospitaniya-detej-s-narusheniyami-zreniya.pdf |
8 |
Методические рекомендации для родителей по организации семейного воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/METODIChESKIE-REKOMENDACII-DLYa-RODITELEJ-PO-ORGANIZACII-SEMEJNOGO-VOSPITANIYa-DETEJ.pdf |
9 |
Вопросы родителей детей с НОДА |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Roditelyam-detej-s-NODA-i-TMNR.pdf |
10 |
Вопросы родителей детей с ЗПР |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/VOPROSY-RODITELEJ-DETEJ-S-ZPR.pdf |
11 |
Рекомендации для родителей |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/REKOMENDACII-DLYa-RODITELEJ-PO-ORGANIZACII-SEMEJNOGO-VOSPITANIYa-DETEJ-S-OVZ.pdf |
12 |
Вопросы родителей детей |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/VOPROSY-RODITELEJ-DETEJ-S-AUTIZMOM.pdf |
13 |
Дополнительные вопросы и ответы по воспитанию детей с ОВЗ |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Kak-roditelyam-vospityvajushhim-detej-s-OVZ-snyat-emocionalnoe-napryazhenie.pdf |
14 |
Рекомендации для родителей |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/03/Rekomendacii_dlya_roditelej_po_formirovaniju_finansovoj_gramotnosti1090.pdf |
15 |
Компьютерная грамотность обучающихся с нарушениями зрения: методические рекомендации для родителей |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/01/Kompjuternaya_gramotnost_obuchajushhihsya_s_narusheniyami_zreniya_metodicheskie-2.pdf |
16 |
Развитие читательской грамотности детей с задержкой психического развития |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Razvitie_chitatelskoj_gramotnosti_detej_s_ZPR_metodicheskie_rekomendacii-2.pdf |
17 |
Обучение жестовому языку детей |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/12/Obuchenie_zhestovomu_yazyku_detej_s_narusheniem_sluha_metodicheskoe_posobie2.pdf |
18 |
Памятка для родителей детей |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для родителей |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/01/Pamyatka_Pravila_noski_i_uhoda_za_ochkami.pdf |
19 |
Методические материалы |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://bitrix24public.com/ikprao.bitrix24.ru/docs/pub/7fb4b209d93f47d0d9eb8e0b3276a464/default/?& |
20 |
Памятка о мерах по организации ознакомления обучающихся с ОВЗ |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/08/Pamyatka-ot-23.08.pdf |
21 |
Конструктор рабочих программ начального общего образования функциональной грамотности |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников, для родителей |
https://krpfg.ikp-rao.ru/ |
22 |
Конструктор рабочих программ учебных предметов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://krp-uo.ru/ |
23 |
Фонд оценочных средств (контрольно-измерительные материалы для 5 класса) для промежуточной аттестации обучающихся с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://bitrix24public.com/ikprao.bitrix24.ru/docs/pub/bab1cff70f858e6e7c3efa7562368bba/default/?& |
24 |
Интерактивная диагностическая карта «Тифло-чек-диагностика компенсаторных способов действия и произвольного поведения обучающихся с нарушениями зрения» |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://tiflo.ikp-rao.ru/ |
25 |
Методические рекомендации «Комплексное сопровождение обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/04/Krutyakova_EN_Kompleksnoe_soprovozhdenie_obuchajushhihsya_s_NODA.pdf |
26 |
Методические рекомендации «Современные подходы к оценке личностных результатов образования обучающихся |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/04/Sovremennye_podhody_k_ocenke_lichnostnyh_rezultatov_obrazovaniya.pdf |
27 |
Методические рекомендации для проведения комплексного психолого-педагогического обследования детей с нарушениями слуха дошкольного возраста |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/04/Metodicheskie_rekomendacii_dlya_provedeniya_kompleksnogo_psihologo.pdf |
28 |
Комплекты методик оценки индивидуальной динамики достижения личностных результатов у обучающихся с ЗПР, с НОДА, |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://bitrix24public.com/ikprao.bitrix24.ru/docs/pub/342b31d595d765589807291cb34b7f61/default/?& |
29 |
Методические рекомендации «Психолого-педагогическая помощь сиблингам в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и/или инвалидностью» |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/04/Psihologo_pedagogicheskaya_pomoshh_siblingam_v_semyah_vospityvajushhih.pdf |
30 |
Методическое пособие «Особенности реализации учебного предмета «Труд (технология)» для обучающихся с нарушениями зрения» |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/01/Osobennosti_realizacii_uchebnogo_predmeta_Trud_tehnologiya_dlya.pdf |
31 |
Уровневый подход к организации образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» |
Для педагогических работников |
https://bitrix24public.com/ikprao.bitrix24.ru/docs/pub/10a350c944969264d5457db76b809200/default/?& |
32 |
Методическое пособие «Включение детей с РАС в систему общего образования: инклюзивная модель «Ресурсный класс» |
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» |
Для педагогических и руководящих работников системы образования |
https://autism-frc.ru/work/programs/645/resursnyy_klass |
33 |
Диагностический онлайн-инструмент «Компас тьютора» |
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» |
Для педагогических работников |
https://autism-frc.ru/work/onlajn-diagnostika/1718 |
34 |
Организация психологической поддержки обучающихся |
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» |
Для педагогических работников |
https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2024/12/posl.-MR-dlya-pedagogov-psihologov-ot-19.12.2024.docx_removed.pdf |